Бесплатное ЖКХ бывает только в мышеловке



Все мы знаем, что совет Госдумы на заседании во вторник принял решение отложить рассмотрение во втором чтении законопроекта о запрете на взимание банковских комиссий с обязательных коммунальных платежей.

Тему «бесплатного ЖКХ» в рубрике «Живой разговор» журнала «ЖКХэксперт: экономика и право» продолжает Павел Склянчук, политолог, эксперт тематической площадки «Жилье и городская среда» Общероссийского народного фронта в интервью главному редактору Веронике Межецкой о популистских инициативах и развитии системы адресных субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг как меры социальной помощи населению для преодоления последствий пандемии.


– С момента начала пандемии коронавируса появилось немало инициатив и предложений известных политиков, касающихся сферы ЖКХ. Часть из них уже в виде законопроектов внесена в Государственную думу. Расскажите, пожалуйста, о них подробнее.


– С момента начала пандемии коронавируса в информационном пространстве периодически всплывают инициативы, связанные со снижением финансовой нагрузки по оплате ЖКХ. Например, депутаты фракции ЛДПР в Государственной думе Василий Власов и Иван Сухарев предложили сперва полностью освободить граждан от оплаты жилищно-коммунальных услуг, а затем и от ежегодной индексации тарифов. Известный блогер-оппозиционер Алексей Навальный включил требование отмены платы за коммуналку в свою пятишаговую политическую программу. Подобного рода предложения стали уже классическими примерами риторики политиков-популистов. Представители отрасли и профильные эксперты к ним уже давно привыкли, они их, конечно, коробят, но всерьез не обсуждаются. Социально ответственные СМИ предпочитают не подсвечивать такие высказывания. Да и обычные граждане в реалистичность подобного рода обещаний особо не верят. Однако, ситуация стала выходить из-под контроля. Начавшаяся пандемия коронавируса в очередной раз доказала, что государство всегда рассматривало деятельность организаций жилищно-коммунальной сферы как некий резерв экономии для социальной помощи гражданам и поддержки бизнеса в условиях ухудшения социально-экономической ситуации.


– Какие же шаги, касающиеся ЖКХ, были приняты, когда ситуация, как вы говорите, стала «выходить из-под контроля»?


– Одним из первых решений, принятых в период пандемии, правительство РФ постановлением № 424 заморозило начисление неустоек и ограничение поставки коммунальных ресурсов, – лишив отраслевые организации самого действенного, но довольно спорного рычага влияния, – фактически разрешив какое-то время не платить за ЖКХ, что, естественно, привело к росту у них дебиторской задолженности. Не остались «в долгу» и губернаторы. В шести субъектах страны, взяв пример с Москвы, полностью заморозили взносы на капремонт. Минстрой России в соответствии с рекомендациями Роспотребнадзора, предложил управляющим организациям чаще дезинфицировать места общего пользования спирто- или хлорсодержащими средствами. Однако решения об источниках компенсации расходов на их приобретение, которые очень скоро превысили объем средств, уплачиваемых собственниками на содержание общедомового имущества, на уровне субъектов Российской Федерации принимаются крайне нехотя и в разнобой.


– Какие предложения, касающиеся коммунальной сферы от известных политиков сейчас еще озвучиваются?


– Сейчас, что называется, многие «вошли во вкус». Уполномоченный при президенте России по защите прав предпринимателей Борис Титов предложил распространить запрет на начисление и взыскание неустоек (штрафов, пеней) по платежам пострадавших субъектов предпринимательской деятельности за коммунальные ресурсы (электроэнергия, газ, тепло, водоснабжение и вывоз отходов) до конца 2020 года.

Еще более категоричной в своем рвении защитить бизнес была Торгово-промышленная палата Российской Федерации, которая выступала с предложениями предоставить отсрочку на шесть месяцев по внесению оплаты электрической энергии и ввести мораторий на частичное или полное ограничение режима потребления электрической энергии (мощности), а также запретить повышение тарифов в 2020 году для субъектов предпринимательской деятельности независимо от размера и вида бизнеса, а также некоммерческих организаций. Член комитета Совета Федерации по социальной политике Сергей Леонов предложил не индексировать тарифы на газ и электроэнергию. Комментируя письмо сенатора в правительство РФ, глава комитета Госдумы по энергетике Павел Завальный заявил, что с учетом спада производства в большинстве основных отраслей, финансовых возможностей потребителей и временного снижения спроса на электроэнергию в промышленном секторе повышать тарифы на электроэнергию и газ сейчас не следует, но и снижать тарифы на энергоресурсы сегодня нецелесообразно. По всей видимости, проблема ежегодного роста тарифов еще не закрыта, окончательного решения не принято. Возможно, ФАС пойдет по новой формуле «инфляция два минус», т.е. еще больше сократив коридор тарифных решений.


– А отраслевые эксперты – какова была их реакция и действия?


– Реакция со стороны экспертной и отраслевой среды оказалась, на мой взгляд, абсолютно верной. Был велик риск, что в непростых социально-экономических условиях сфера ЖКХ предстанет в роли бездушной и алчной машины, которая видит перед собой только одну цель – выкачивание любыми способами 100% оплаты за поставленные коммунальные и жилищные услуги. По большому счету, рыночный подход в этом и заключается, но системы жизнеобеспечения, как и врачи, отвечают за санитарно-эпидемиологическую безопасность. Как профилактически мыть руки с мылом, если случится авария, и вода из крана перестанет течь? Руководители крупнейших энергетических компаний, Общественный совет Минстроя, Общероссийский народный фронт, Общественная палата РФ, стали последовательно публично выступать за повышение адресности и расширения получателей субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг как меры социальной помощи нуждающимся категориям населения для преодоления последствий пандемии. Минстрой России оперативно откликнулся и предложил изменить федеральный стандарт максимально допустимой доли расходов граждан на оплату ЖКУ в общем доходе семьи, снизив показатель с 22% до 15%. Однако, просто снизить планку недостаточно. Необходимо облегчить сбор и ограничить количество подтверждающих документов, увеличить срок предоставления субсидии для одиноко проживающих пенсионеров, у которых пенсия единственный источник дохода. Кроме того, требование по отсутствию задолженности за ЖКУ также требует своих исключений из правила. На наш взгляд, получателям субсидий целесообразно предоставить право выбора – получать субсидии на руки, или напрямую перечислять их на счета ресурсоснабжающихи управляющих организаций, предусмотрев механизм обязательного возврата части средств в бюджет в случае перерасчета.


– «Что делать» сейчас в первую очередь или «что не делать»?


Должностным лицам, принимающим решения, а также их консультантам, пора понять – бесплатное ЖКХ бывает только в мышеловке. Например, в Саратове теплоснабжающая компания «Т-плюс» отказалась переносить сроки отключения горячей воды, так как это не позволит провести полноценную и своевременную подготовку теплосетевого комплекса к отопительному сезону, особенно с учетом износа внутриквартальных сетей (на некоторых участках износ достигает более 90%). То же самое касается заморозки индексации тарифов – никто не просчитывал, принесет это больше плюсов для экономики, или вреда. Падение собираемости платежей теплоснабжающих организациям, оказавшихся в сложном положении из-за аномально теплой зимы, не позволит им в полном объеме провести ремонтные и инвестиционные программы, накопить запасы топлива. Поэтому, в том числе, заместитель председателя Правительства РФ Марат Хуснуллин призвал руководителей регионов не допускать задолженностей по оплате услуг ЖКХ бюджетными организациями. Почему если меры поддержки распространяются только на наиболее пострадавшие отрасли экономики, то мораторием на неустойки ЖКХ должны пользоваться все без исключения? Убедительный ответ на этот вопрос дал руководитель Управления электроэнергетики «ВТБ Капитала» Владимир Скляр, который считает, что заморозка тарифов принципиально не изменит благосостояние россиян, зато приведет к недофинансированию инвестпрограмм и далее по цепочке – снизит заказы сектора в смежных отраслях – энергостроительстве, производстве энергооборудования и т.д. Подводя черту вышесказанному, следует выразить надежду, что случившаяся пандемия запустит тектонические сдвиги в части решения заскорузлых проблем ЖКХ – невозвратные неплатежи, износ сетей, низкая энергоэффективность, финансовая непрозрачность, зарегулированность системы управления жилищным фондом, пассивность собственников и т.д. Их переосмысление требует дальнейшей консолидации и повышения авторитета экспертного сообщества, – в том числе за счет привлечения большего количества региональных представителей и практиков, – которое вместе с участниками рынка, регуляторами смогут найти общий язык и справиться с системными изъянами, тормозящими развитие сферы жилищно-коммунального хозяйства.


Пресс-служба журнала «ЖКХэксперт: экономика и право»

#павелсклянчук #экспертноемнение #ЖКХэксперт #полезнознать #безопасноепроживание

Просмотров: 0

© 2018 АО "Орджоникидзевская УЖК"